Педагогам на заметку








 


Словесная игры: «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи...

голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,,

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки, плюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

 

Словесная игра: «На птичьем дворе"

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение

Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»

Игровое действие: звукоподражание.

ХОД ИГРЫ „.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит:

- Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д. )

Игра «Кто как выглядит»

Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа.

Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».

 

Игра «Домашние и дикие»

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую

Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

 

Игра «Птенчики»

Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.

Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.

Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».

Игра «Чей голос?».

Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

 

Игра «Самый главный»

Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.

Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.

Игра «Летает, не летает»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов.

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет - который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» - и поднимает руки.

Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

 

Дидактическая игра: «Что за птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры:

Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.

Водящий: Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)

Все играющие говорят:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий: Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие говорят: Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий: Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.

 

Дидактическое упражнение: «Лесные песни»

Цель: Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.

«Подскажи словечко»

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Утка – (крякает).

Гусь – (гогочет).

Соловей (свищет).

Филин – (ухает).

Журавль – (курлычет).

Сорока – (стрекочет).

Ворон – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (пищит).

Словесные упражнения

Ответь на вопросы

• Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

• Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

• Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

• Зачем журавлю длинные ноги?

• Зачем клесту крестообразный клюв?

• Какая птица охотится ночью?

• У какой птицы зимой появляются птенцы?

• Какую птицу называют самым лучшим певцом?

• Какую птицу называют «ледоломкой»?

• Какую птицу называют «лесной газетой»?

• Каких птиц называют «березовыми птицами»?

• Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

• Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?

• Какие птицы танцуют весной?

Закончи предложения

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Про кого из зимующих птиц можно сказать:

мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),

моя (ворона, синица, свиристель, овсянка),

мои... Вы запомнили, кто как поет?

Почему в народе говорится:

• Лес без птицы и птицы без леса не живут.

• Знает птица, что без Родины не годится.

• Всякая птица своим пером гордится.

• Всякая птица по-своему поет.

• Всякая птица своим клювом сыта.

• У каждой пташки — свои замашки.

• Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

• Вороне соколом не быть.

• Вороненку гнездо — родимая хата.

• Мала синичка, да коготок остер.

• Немного синица ест, пьет, да ве село живет.

• Сорока без причины не стрекочет.

• Сорока весть на хвосте принесла.

• Пируют в ночи совы да сычи.

• Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

• Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

• Соловей берет пением, а чело век— умением.

• Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

• Кукушка кукует, по дому горю ет.

• Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

• Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

• Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

• Грудь лебединая, походка павлинья.

• Журавль прилетел и тепло при нес.

• Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

 

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице... утке).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица...

Комментарий для взрослых: После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:

Вспомните, некие слова, подходящие воробью (вороне, дятлу, синице... утке), вы слышали?

Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?" — это слова, обозначающие признаки, другие отвечают на вопрос "Что де лает?" — это слова, обозначающие действия, третьи отвечают на воп росы "Кто это?", "Что это?" — это слова, обозначающие предметы.

А теперь давайте еще раз вспомним и назовем:

"Кто, какой?" (воробей, ворона, дятел, синица... утка);

"Кто, что делает?;

"Кто, где живет?

Учись сравнивать.

• Где зимуют синица и трясогузка?

(Синица в наших краях, тряс гузка улетает на юг.)

• В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?

(Ворона — утром и днем, а сова — ночью.)

• Кто раньше улетает на юг — трясогузки или утки? Почему?

(Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холод нее, насекомые прячутся; а утки улетают, когда начинают замерзать водоемы, до этого времени корма им хватает.)

• Какой клюв у дятла и у клеста?

(У клеста — крестообразный, у дятла - большой, крепкий.)

• Чем питаются зимою снегири и клесты?

(Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семе нами еловых и сосновых шишек.)

• Чем питаются зимой свиристели и снегири?

(Ягодами рябины, семенами растений.)

• Чем отличаются гнезда кукушки и соловья?

(Кукушка не вьет гнезда.)

 

Игра "Четвёртый лишний"

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

• медведь, дятел, лось, барсук;

• сорока, скворец, курица, журавль;

• ворона, синица, воробей, соловей;

• синица, скворец, трясогузка, утка;

• сова, снегирь, дятел, сорока;

• воробей, соловей, ворона, кукушка

(не вьет гнезда);

• сорока, синица, клест,

(появляются зимой птенцы)

 

Рассказ – описание по плану.

1. Как называется птица?

2. Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост и т. д.).

3. Чем питается? (На кого охотится?)

4. Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)

5. Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы, известные




Речь воспитателя - основной источник                                                       речевого развития детей в детском саду.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6 годам, то этот путь, как правило, тяжело проходит на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития монологической речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1.       Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.  

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.                                        Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). "Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.''Садися”(сядь).

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И  это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно?” Ребёнок соглашается. Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. "И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. "Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.  Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.        Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.  Воспитатель проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. "Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3.Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.                     Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности на тему:

«Азбука безопасности»

(для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)


Программное содержание:

— формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей.

— расширять знания об улице (тротуары);

— совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

— воспитывать навыки безопасного поведения развивать, умение детей

использовать правила дорожного движения в повседневной жизни.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости из сказочного города пришёл братец Иванушка.

В группу входит братец Иванушка.(мальчик из старшей группы)

Иванушка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Иванушка, похоже, ты чем-то огорчен? Скажи нам, что случилось с тобой?

Иванушка: Ребята, скоро я пойду в школу, как и вы. Мне придется ходить в школу по улицам, переходить дороги. Но я не знаю, как вести себя на дорогах, где перейти улицу:

Кругом машины, поезда,

То вдруг автобус на пути.  

Признаться честно, я не знаю

Где мне дорогу перейти,

Ребята вы мне помогите ,

И, если можно, расскажите.  

Воспитатель: Ну что ж, поможем Иванушке?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с Иванушкой совершим путешествие в

страну Светофорию. По дороге нам предстоит показать свои знания и узнать много

нового и полезного. Как вы думаете, кто правит страной Светофорией?

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу перейти.

Дети: это светофор (выставить светофор).

Воспитатель: Правильно, ребята, это светофор!

Он вежливый и строгий, известен на весь мир.

На улице широкой самый главный командир.

Воспитатель: Оказывается, весь транспорт - машины, автобусы, самолеты - это

жители страны Светофории.

Воспитатель: Вы хотите отправиться в путешествие в страну Светофорию?

Воспитатель: Ну, поехали!(воспитатель включает интерактивную доску)

Физминутка

Завели мотор (круговые движения руками)

Едем, едем, едем, едем.

Очень длинный этот путь, (крутим руль)  

Скоро, скоро мы доедем, (наклоняемся, имитируя поворот)

Там мы сможем отдохнуть.

Воспитатель: Чтоб сохранить свое здоровье и жизнь, не попасть в аварию и не получить травму, мы должны четко соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним. Пока мы едем мы пассажиры, а когда мы идем - мы кто?

Дети: Пешеходы!

Воспитатель: 

 В школе мы ученики, а в театре - зрители,

А в музеи, зоопарке - все мы посетители.

Но коль на улицу ты вышел

Ты запомни наперед

Всех названий стал ты, выше -

Стал ты сразу ПЕШЕХОД!!!

Воспитатель: Ребята запомните: пешеход и транспорт - являются участниками

дорожного движения.

Давайте вспомним и повторим правила дорожного движения все вместе:

Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки, и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.

Загадки по ПДД(отгадки появляются на доске)

Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет... (Пешеходный переход)

На машинах здесь, друзья,  

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на.... («Велосипедная дорожка»)

А здесь, ребята, не до смеха,        

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка)

Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.    .

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный - двигаться опасно.

Для кого зеленый свет - проезжай, запрета нет. (Светофор)

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге ... (дети).

Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкою

И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

Тормози водитель. Стой!

Знак - запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать. (Въезд запрещен).

Остановка, толпится народ.

Скоро автобус подойдёт.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой,

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете! (Место остановки автобуса)

Долго ехали, устали,

И желудки заурчали,

Это нам они признались,

Что давно проголодались.

Не прошло пяти минут

Знак висит - обедай тут. (Пункт питания)

Этот знак для тех, кто болен    

Кто здоровьем не доволен.        

Придорожный Айболит.

Вас подлечит, подбодрит. (Пункт первой медицинской помощи)

Я знаток дорожных правил

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды

Отдыхать ей тоже надо! (Место стоянки)

 «Интеллектуальная мини-викторина по ПДД»

- где должны идти пешеходы? (по тратуару);

- с какой стороны тротуара надо идти? (с правой, чтобы не мешать людям, идущим навстречу);

можно ли играть на проезжей части? (нет)

почему нельзя играть на проезжей части?

- где нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу);

с каким животным сравнивают пешеходный переход и почему?

Пешеход, пешеход помни ты про переход,

Только «зебра», пешеход, от машин тебя спасет.

- на какой сигнал светофора разрешается переходить улицу?

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся - СТОЙ!

Желтый скажет пешеходу - ПРИГОТОВЬСЯ к переходу.

А зеленый впереди - Говорит он всем - ИДИ!!!

Воспитатель: А как перейти улицу, если нет нашего помощника светофора? Надо посмотреть налево, потом направо, убедиться, что нет машин и идти строго по «зебре». А, Вам, маленьким детям, надо переходить дорогу только в сопровождении взрослого! Запомните это, пожалуйста!

Воспитатель: И в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще одну игру.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет - то молчите.

Вопросы:

1. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

3. Знает кто, что свет зеленый

 Означает, путь открыт.

 А что желтый свет всегда

О вниманье говорит?

4. Знает кто, что красный свет

Это значит, хода нет?

5. Кто из вас в вагоне тесном

уступил старушке место?

Иванушка: Ох, и трудное было задание, но ребята - молодцы, справились, надо было и мне ходить в детский сад.

Нужно слушаться без спора указаний светофора.

Нужно правила движения  выполнять без возражения!

Спасибо, вы много знаете, и меня научили. Мне было у вас интересно. Теперь я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Теперь я действительно стану лучшим учеником светофорных наук.

Воспитатель:

Молодцы, вы очень старались, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. Не забывайте правила которые мы узнали в стране Светофории. Удачи вам на дорогах!

Консультация для педагогов 

«Воспитание сказкой»

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей - от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, что оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки или заставкиПрисказка, как правило, несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку».

Необычность, юмористический характер такого вступления сразу привлекает внимание детской аудитории. Встречающиеся в народной   сказки концовки, вроде «сейчас они в этой избушке живут, нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка конченаПрисказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех сказок для детей, тем не менее, они свидетельствуют о мудрости и чуткости народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.

В рамках реализации задач дошкольного образования – сказка   это удивительный метод, способный сделать процесс интеграции образовательных областей легким и непринужденным.  Универсальная методика работы со сказкой развивает образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы, помогает решить, условно, семь задач: нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая зарядка (развитие речи, развитие мышления и воображения, сказка и математикасказка и экологиясказка развивает руки)

В  работе с детьми можно использовать два варианта знакомства ребенка со сказкой:

1. Сказка для чтения,

2. Сказка для театрализации.

Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания, призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, педагог подводит к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжетысказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно - ролевые игры. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера.

Завершающим этапом работы со сказкой является драматизация. Драматизация, в данном случае, как один из видов театрализованной деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как актера. В любом случаи, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например«Посмотри и повтори»«Вспомни и воспроизведи»«Узнай, чей это жест»«Кто как двигается».

В заключении:

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладая волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.




 Консультация для воспитателей ДОУ

«Народное творчество в воспитании дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасноно, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки". На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты ( словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие. В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога- показать разнообразие и традиции вида; характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях. Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном. Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезывания народных мастеров. Третье направление: формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций. Для занятий отбираются предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольников определенного возраста. Сначала отбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическим узором (линии разного характера - широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы). Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


😊Консультация для педагогов
«Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
«Здоровье – это вершина,
 которую должен каждый покорить сам»
Восточная мудрость
        На сегодняшний день в России остро стоит проблема ухудшения здоровья детей. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия».
        Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
        Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
        Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду. Поэтому мы, как педагоги, обязаны обращать внимание на создание здоровьесберегающего пространства в дошкольных учреждениях.
        Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями.
        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.         Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Игровые занятия «Быть здоровыми хотим!» – система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку; способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика  упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности). Широко используют музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используют перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.
        Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
        Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка –  стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.









Консультация для воспитателей 
«Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: МБДОУ «Детский сад №35 г.Челябинска»

Слаутина Светлана Ринадовна

Управляй своим настроением

ибо оно, если не повинуется, то повелевает.

(латинское изречение)

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.

Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств- целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д., идентифицировать их (знать, что чувствовал или чувствует, контролировать, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вюлюнас, Д. Гольман, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, К. Э. Изард, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Мещеряков, Н. Я. Семаго, Е. П. Ильин и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.

Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественно развитии эмоциональной сферы».[2, 56] Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего что окружает, выводит эмоциональную сферу старшего дошкольника в ранг базовых основ личности её «центрального звена»[Л. С. Выготский]. Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимы, устойчивыми, внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепится в ней.

Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далёкое прошлое, человек невольно связывает детство с определёнными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий. Любимых игрушек. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций. Это убедительно показано в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца.

Существует замечательная работа Л. П. Стрелковой, в которой исследуется эмоциональность детей, воспитывающихся в детском доме. Там, например. Описаны эксперименты, которые показывают, что многие дети не различают записанных на фонограмме звуков смеха и плача, не могут определить, что есть что. Для них и смех, и плач звучит одинаково. Детдомовские дети обделённые, им действительно многого не хватает для того, чтобы правильно развиваться. Поэтому не удивительно. Что они чаще всего попадают в число имеющих проблемы эмоционального развития. Но очень часто можно ставить подобный «диагноз» детям из полных семей. Тихий спокойный ребёнок- это очень удобно. Приходит подрасковый возраст, и взрослые начинают хвататься за голову… Как, к примеру, показывает исследование института физиологии детей и подростков, страдающие эмоциональным дефицитом в дошкольном детстве, как правило, начинают вести раннюю половую жизнь. Это плохая, дурная, неправильная, но единственно возможная компенсация того, чего ребёнок был лишён в детстве. Человек устроен таким образом, что не выносит психологических «долгов». Если он в каком-то возрастном периоде чего-то не добрал, это обязательно аукнется в будущем, потребует компенсации.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется воля, самосознание. Межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка».[2] Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.

Умение управлять своими эмоциями- главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Народная педагогика (без всякой теоретической базы) «знала» об этих необходимых изменениях и помогала им состоятся. Существовало множество игр, вроде игры в царевну Несмеяну, когда ведущий пытается рассмешить играющих. А те должны сдержаться и не двигаться. Даже не моргать. Это было очень мудро. Эти игры обеспечивали интересный досуг. И ещё обучали ребёнка управлять своими эмоциями.

Существует ещё одно важное обстоятельство, связанное с эмоциональным развитием. Это проявление. Так называемых «предвосхищающих эмоций», о которых много писал и говорил А. В. Запорожец. Предвосхищающие эмоции очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы.

В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.

Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства- дать ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно («создавать детям эмоционально комфортную атмосферу») .

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Авторы современных программ считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально- личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоционального интеллекта.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп, которые наряду с дошкольным учреждением посещают различные секции и кружки. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания. Понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому не достаточно просто развивать память, мышление, внимание.

Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность- признаки слабой адаптации ребёнка к социуму, причина серьёзных эмоционально- личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить развитие эмоционального интеллекта .

Все это подводит нас к выводу, что эмоциональная сторона является одной из определяющих. Для ребенка дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Спб., 1997.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр. соч. Т. 4-М., 1984.

3. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М., 1998.-с. 56.




  Консультация для воспитателей

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями»



Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация (informatio) – разъяснение, осведомленность, изложение. Информация – ценнейший ресурс наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы ("иконы") бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо "обычное" – конкатенацией букв алфавита в слоги ("слоговое письмо") и т.д.

Информационные технологии (ИТ) – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Основная классификация информационных технологий, это классификация, по технологии обработки:

1. Технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры).

2. Технологии обработки числовой информации (табличные процессоры).

3. Технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики).

4. Технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).

Все базовые информационные технологии делятся на три группы:

- Информационные системы.

- Офисные технологии.

- Теле коммуникации.

В зависимости от способа представления обрабатываемой информации ИТ делятся на следующие виды:

Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации.

- Текст – Текстовые процессоры

- Графика – Графические процессоры

- Звук – Средства обработки звука

- Данные – СУБД алгоритмические языки,табличные процессоры

- Знания – Экспертные системы

- Обьекты реального мира – Средства мультимедия

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.

В современной дошкольном учреждении наиболее распространенными остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев, дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагогами используются также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми трудовых десантов, спортивных соревнований. Использование средств мультимедиа в организации деятельности воспитателя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:

- применение программы Power Point

- организация on-line взаимодействия

Охарактеризуем возможности предоставляемые каждым из этих путей. Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

- создание информационно-методического журнала on-line

- создание сайта детского сада

Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.

Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий